БезОбразное и контрОбразное образование

БезОбразное и контрОбразное образование

Образное (общественно-государственное) образование – это наличие на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях четкого образа (истины, человека, группы, территории), с достижением которого согласно большинство граждан.

Наличие такого образа задает смысл существования человека, семьи и человечества в целом. Неслучайно многие тысячелетия люди сохраняют и оберегают религиозные образы Бога, Моисея, Иисуса Христа, пророка Мухаммеда, Будды.

Образ какого идеального гражданина мы желаем получить в системе отечественного образования?

Именно ответ на этот вопрос позволяет:
— трактовать исторические события;
— сформировать  отношение к различным историческим личностям и современникам;
— отобрать нужные опыт, практики и задания;
— подготовить необходимых специалистов;
— составить список рекомендуемых сайтов, литературы и СМИ;
— обосновывать критерии эффективности образовательного процесса, понимая, что есть «хорошо», а что «плохо».

Феномен безОбразного образования – это осознанное отрицание наличия идеального образа с заменой его саморазглядыванием и самоудовлетворением.

Реальная осмысленная жизнь наполняется бездумным потоком непрерывных  реалити-шоу, игр, сериалов, мыльных опер, вынуждающим человека  смотреть на себя в экране телевизора или играть с самим с собой  на мониторе компьютера.

В этом случае не нужна история как что-то прошедшее и не нужно думать о будущем, как о чем-то возможном.

Возникает иллюзия одновременности и свободомыслия, когда каждый становится центром Вселенной, и у него отсутствует время для чтения больших текстов, потому что жизнь заполнена телевизором и интернетом.
Человек избегает понимания тех или иных феноменов, игнорирует генетически-исторические образы, которым при этом еще нужно постоянно следовать.

Человек не хочет и не имеет времени держать в голове некий образ из прошлого, задающий ориентиры будущего и заставляющий быть ответственным за настоящее.

Без наличия идеального образа, к которому нужно усердно и кропотливо  стремиться, главным объектом достижений становится сам человек.

Нет необходимости коммуникации с классической литературой, с другими людьми, не нужно глубокое понимание происходящего или передача кому-то какого-то смысла. БезОбразная действительность – это только развлечение самого себя.

Человек для замещения поиска и реализации своего предназначения ищет во всем зрелищности, а СМИ и интернет становятся в этом главными источниками.

Отсутствие заданного образа – это симуляция образования, нивелирующая этот процесс как таковой.

БезОбразность  сопряжена  с такими формами жизненного поведения как достижение успеха любыми средствами, стремление к комфорту и т.д.

БезОбразность представляет для человека опасность, потому что вырабатывает в нем  однотипные, а значит легко манипулируемые стереотипы поведения.

Для образного образования важнейшим признаком образа выступает его завершенность. Описание такого образа носит сакральный характер и не подлежит интерпретации, иногда выступая в качестве смыслового материала для развития новых идей.

Критика завершенности образа и права любого человека претендовать на эту завершенность, переписывая автора, разговоры о бесконечности текста и вариативности его интерпретаций – приводят к появлению контр-образов.

КонтрОбразное образование – это сознательное и целенаправленное навязывание образа, противопоставляемого генетически-историческим  корням и признанному  большинством граждан идеальному образу.

В медиапространство внедряется образ,  часто адаптированный  до неузнаваемости или даже до своей противоположности.

Пять примеров общеизвестных  контрОбразов.

1. Создание образа, противоположного образу Бога,  с его общепринятыми  характеристиками всемогущества, бессмертия, справедливости, любви, вездесущности, всепрощения, рождает  контрОбразные явления – атеизм и сектантство.

2. При нивелировании и высмеивании духовных ценностей: любви, дружбы, добра, смирения, воздержания и других – насаждается образ успешного потребителя, озабоченного жаждой наживы и самосовершенствования. Духовная составляющая образа подменяется экономической целесообразностью, когда важным становится не смысл жизни человека, а массовость и оперативность распространения товаров и услуг, чаще всего в сфере удовольствий и развлечений.

3. Игнорирование человека как высшей ценности, с навязыванием ярлыков (ведьма, наркоман, фашист, извращенец) для переориентации духовного поиска и совершенствования  на поиск виновных в своих несчастьях.

4. Доступный секс как проявление высшей свободы выбора индивидуального удовольствия. Публичное обсуждение  семейных отношений. То, что раньше считалось важным и необходимым скрывать от посторонних глаз, переходит в свою противоположность, становясь открытым. Утрачен смысл самого понятия  «интимность» и заменён на  противоположный: публичную демонстрацию сокрытого.

5. Агрессивное тиражирование и придание всеядности и моды  генетически-историческому образу с целью нивелирования его духовной ценности в угоду материальной выгоде: широкая распродажа ликов святых, мощей, иерусалимской земли и т.д. Сам фактор тиражируемости по неким заданным стереотипам лишает  эти образы образности.

Зная базовые характеристики идеального образа, можно проанализировать любые произведения человека на предмет их образности, безОбразности или контрОбразности.

С. В. Тетерский, 2015

Хештеги: #Образование, #образ, #педагогика, #наука, #философия, #Тетерский

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.
Комментарии:

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

Яндекс.Метрика
Индекс цитирования.